У всех людей есть различия в том, как они думают, чувствуют и воспринимают мир — это нейроразнообразие. Нейроотличные состояния, такие как аутизм, СДВГ и дислексия (а также диспраксия, дискалькулия и многие другие), были частью нашей человеческой семьи в течение очень долгого времени. Эта шпаргалка предлагает взгляд на понимание большого, смелого, прекрасного мира нейроразнообразия.
Проверьте свое понимание нейроразнообразия
Насколько вы знаете о нейроразнообразии? Вот увлекательный вызов для проверки вашего понимания. Решите, является ли каждое из следующих утверждений истинным, ложным или вы не уверены. Сделав свой выбор, продолжайте читать, чтобы узнать, как вы справились.
Заявление | Истинный | ЛОЖЬ | Не уверен |
1. Функционирование мозга у людей сильно различается. Это совершенно нормально. | |||
2. Большинство людей думают и общаются схожим образом, но многие люди отличаются от большинства из-за различий в работе их мозга. | |||
3. У людей с диагнозом аутизм, дислексия или СДВГ наблюдается дефект мозга. | |||
4. По крайней мере у одного из пяти человек мозг работает иначе, чем у большинства. | |||
5. Нейроотличным людям легко жить в мире, не приспособленном для их образа мышления и восприятия. | |||
6. Высокое функционирование и низкое функционирование — хорошие способы охарактеризовать степень, в которой человек может нуждаться в поддержке. | |||
7. Понимание и оценка сильных сторон и различий — хороший способ расширить возможности каждого. | |||
8. Внесение изменений в окружающую среду с целью поддержки людей, отличающихся от других, часто обходится дорого. | |||
9. Используя сострадание и любопытство, вы сможете лучше понять других людей, которые отличаются от вас. |
Ключ к ответу
- ПРАВДА. Человеческий мозг функционирует невероятно по-разному, и это совершенно нормально. Это так же, как у всех разные вкусы в музыке или еде — наши мозги уникальны для каждого из нас. Это разнообразие делает нас всех интересными и уникальными. И это совершенно нормально!
- ПРАВДА. Это верно, большинство людей имеют схожие способы мышления и взаимодействия. Такие мозги называются нейротипичными . Но есть также значительное число людей, чей мозг функционирует совершенно иначе. Такие мозги называются нейроотличными . Понимание, принятие и поддержка этого разнообразия в функционировании мозга — вот в чем заключается концепция нейроразнообразия.
- ЛОЖЬ. На самом деле, это распространенное заблуждение. Такие состояния, как аутизм, дислексия и СДВГ, не означают, что у кого-то дефектный мозг. Скорее, это вариации в неврологии мозга. Люди с такими состояниями часто обладают уникальными сильными сторонами и способами восприятия мира. Их мозг не дефектный, он просто другой.
- ПРАВДА. По оценкам, по крайней мере у одного из пяти человек мозг функционирует значительно иначе, чем у большинства. Это касается и тех, кто является нейроотличным, например, людей с аутизмом, СДВГ, дискалькулией, дисграфией или дислексией.
- ЛОЖЬ. Людям, чьи мозги работают по-другому, может быть сложно вписаться в мир, созданный в основном для людей с нейротипичным мозгом. Места и системы обычно не учитывают уникальные потребности и сильные стороны людей с особенностями мозга. Признание и принятие этих различий важно для создания инклюзивного общества, где каждый может процветать.
- ЛОЖЬ. Термины «высокофункциональный» и «низкофункциональный» все чаще рассматриваются как упрощенные и потенциально вводящие в заблуждение при характеристике потребностей и сильных сторон людей. У каждого свои потребности, и эти термины часто не учитывают детали чьих-то трудностей и талантов. Лучше смотреть на конкретную поддержку, в которой нуждается человек, вместо того, чтобы просто называть его высокофункциональным или низкофункциональным .
- ПРАВДА. Взгляд на людей через призму их сильных сторон и различий действительно расширяет возможности. Такой образ мышления создает гостеприимное пространство, где важны навыки каждого, а их проблемы встречают с заботой и поддержкой.
- ЛОЖЬ. Внесение изменений для помощи людям с различными функциями мозга стоит денег, но эти изменения также предлагают долгосрочные выгоды и ценность. И многие изменения, которые общество может внести в свое отношение к нейроразнообразию, стоят совсем немного или вообще ничего. Вместе эти изменения могут привести к большей инклюзивности, улучшению психического здоровья и позволить людям с особенностями мозга вносить хороший вклад во многих областях. Со временем эти улучшения могут повысить производительность, креативность и социальное единство, что может компенсировать первоначальные затраты. Вложение денег в инклюзивность и поддержку людей с различными нейротипами — это инвестиция, которая окупается.
- ПРАВДА. Подходить к другим с состраданием и любопытством — это мощный способ понять и оценить различия. Такой образ мышления способствует эмпатии и является ключевым шагом на пути к построению более инклюзивного и понимающего мира для всех.
10 способов поддержать родителей и опекунов нейроотличных детей
В каждом сообществе у родителей и опекунов нейроотличных детей много забот. Они должны заботиться о своем ребенке, а также отстаивать его потребности в мире, который не всегда понимает или поддерживает их. Это может быть очень сложно. Но вот в чем дело: каждый, будь вы другом, членом семьи, соседом, членом сообщества, коллегой или менеджером, может внести большой вклад в поддержку родителей и опекунов нейроотличных детей. Вы можете не знать всего об их уникальном опыте, но вот десять способов, которыми вы можете им помочь.
Узнайте о нейроразнообразии
Возможно, вы впервые сталкиваетесь с термином «нейроразнообразие» или, возможно, вы слышали такие фразы, как особые потребности или инвалидность , но не понимаете, как они связаны с нейроотличными людьми. Возможно, вы не знаете никого в вашем сообществе с нейроотличным состоянием, таким как аутизм, СДВГ, дислексия или родственные нейротипы. В любом случае, нейроотличные люди есть повсюду вокруг нас, независимо от того, диагностирован ли их нейротип, раскрыт или очевиден через различия в их поведении.
Изучение установок, поведения и практик, поддерживающих нейроразнообразие, может помочь вам стать надежным и заслуживающим доверия источником поддержки для родителей, которые ищут наилучший способ поддержки своих нейроотличных детей. Эти знания позволят вам помогать этим родителям с состраданием, изяществом, терпением и более глубоким пониманием.
Понять нейроотличные состояния
Вам не нужно быть экспертом, но иметь базовые знания о нейроотличных состояниях крайне важно. Например, знание потребностей в обучении нейроотличных детей может помочь вам делиться полезными ресурсами. Аналогично, изучение того, как нейроотличные люди используют вспомогательные коммуникационные устройства, может улучшить взаимодействие. Эти знания способствуют инклюзивности в различных условиях, принося пользу как детям, так и их опекунам.
Практикуйте сострадательное любопытство
Сострадательное любопытство подразумевает эмпатическое понимание опыта других. Оно сочетает в себе сострадание — глубокую эмпатию и связь с жизненным путем других — и любопытство — стремление узнать об их точках зрения. Такой подход способствует лучшему общению, пониманию и связи, создавая среду для открытых, эмпатических разговоров, которые могут привести к более крепким отношениям и уменьшению конфликтов.
Найдите практические способы предложить поддержку
Родители и опекуны нейроотличных детей выполняют различные обязанности, включая защиту, управление здравоохранением и поддержание баланса. Поддержка может включать практическую помощь, такую как посещение собраний, помощь с заданиями, обмен ресурсами и помощь в повседневных делах. Соседи могут помочь с совместным использованием автомобилей и обменом информацией о местных мероприятиях, в то время как друзья могут предложить быстрые поручения или личное время. Супруги и коллеги могут предоставить время для отдыха и гибкость рабочего места.
Поддерживайте заботу о себе
Родители и опекуны нейроотличных детей часто пренебрегают собственным благополучием из-за своих обязанностей по уходу. Поощрение заботы о себе, например, релаксации и физических упражнений, имеет решающее значение. Поддержка может включать в себя предоставление менеджерами гибких выходных, помощь друзей с физическими упражнениями и вовлечение их в личные интересы, такие как книжные клубы или общественные мероприятия, или помощь членов семьи с домашними делами.
Защитник интересов нейроотличных детей
Активное продвижение нейроразнообразия в различных условиях помогает поддерживать и расширять возможности семей нейроотличных детей. Вы можете призвать политических представителей финансировать услуги для нейроотличных людей, поощрять инклюзивные образовательные стратегии в школах и способствовать пониманию в местных компаниях. Менеджеры могут поддерживать сотрудников с нейроотличными детьми с помощью гибких рабочих графиков, в то время как друзья могут обеспечить инклюзивность на общественных мероприятиях.
Уменьшить барьеры, с которыми сталкиваются семьи
Навигация по информации и услугам для нейроотличных детей может быть пугающей. Помощь родителям путем упрощения этого процесса, например, путем формирования групп поддержки, составления списков ресурсов и распространения информации о местных услугах, очень полезна. Пропаганда лучших услуг и инклюзивности, поддержка общественных инициатив и продвижение нейроразнообразия в повседневной жизни могут значительно облегчить доступ к поддержке для этих семей.
Способствовать принятию нейроразнообразия
Обмен знаниями о нейроразнообразии является ключом к поддержке родителей нейроразнообразных детей. Если вы видите исключение или непонимание вокруг нейроразнообразия, например, на семейных мероприятиях или в сценариях гибкости на рабочем месте, используйте эти моменты, чтобы просветить других. Поощряйте сочувствие и понимание и выступайте за инклюзивные практики. Непрерывное обучение и борьба с предубеждениями улучшат взаимопонимание и примут нейроразнообразие.
Начните с принятия того, что есть
Если вы родитель или опекун нейроотличного ребенка, что вы можете сделать, чтобы поддержать себя в том, что может быть, возможно, самой сложной задачей в вашей жизни, которая также может быть самой полезной? Когда ребенку впервые ставят диагноз нейроотличного, первой реакцией большинства родителей является шок и недоверие. Хотя такие реакции понятны, продолжение таких чувств вряд ли когда-либо будет полезным для родителя или ребенка. Фактически, это может помешать родителю сформулировать обоснованную стратегию для движения вперед, чтобы расширить возможности ребенка и себя.
Начните с принятия вашего ребенка как уникального творения вселенной, полностью оснащенного всем необходимым для раскрытия своего потенциала. Ваша роль — иметь эту веру, любить своего ребенка безусловно и делать все возможное, чтобы поддержать его и дать ему возможность расцвести.
Обращайтесь за помощью и поддержкой заблаговременно
Родителям или опекунам нейроотличных детей может быть трудно принять необходимость помощи. Чтобы облегчить это, будьте открыты в отношении того, как другие могут вас поддержать. Обучение у тех, кто был в похожих ситуациях, является важной частью самопомощи. Поощрение помощи от других может сделать ваш путь более управляемым.
Как отстаивать свои интересы
Если вы нейроотличный человек, будут моменты, когда вам нужно будет высказаться за себя в школе, на работе, в социальных ситуациях или в вашем сообществе. На самом деле, это то, что должен делать каждый — независимо от того, нейроотличный он или нет. Однако большинство людей никогда не учили, как это делать. Но не волнуйтесь. Ниже приведены некоторые способы, которыми вы можете практиковать самоадвокацию в своей повседневной жизни.
Познай себя
Чтобы стать отличным самоадвокатом, нужно понять себя, свои сильные стороны и свои проблемы как нейроотличного человека. Один из способов обрести это понимание — узнать больше о нейроотличных состояниях. Вы можете сделать это, читая о нейроразнообразии, учась у нейроотличных людей и изучая статьи и исследования по этой теме.
Знание большего о своей нейроотличности может помочь вам более эффективно просить о конкретных приспособлениях и поддержке. Возможность указать свои уникальные потребности и предпочтения («Я работаю лучше всего, когда ___» или «Я хотел бы запросить приспособление для ведения заметок») позволяет другим легче понять ваши потребности в поддержке и узнать, как лучше всего поддержать вас.
Определите проблему
Чтобы найти правильную поддержку для своих нужд, начните с четкого определения проблемы, с которой вы столкнулись. У вас проблемы с концентрацией внимания на занятиях? Возможно, вам сложно понять, когда следует высказываться на собраниях команды. Возможно, вам нужно больше перерывов, чтобы справиться с сенсорными проблемами в социальных ситуациях, или у вас проблемы с организацией пространства.
Главное — быть максимально конкретным при описании проблемы. Если у вас возникли проблемы с определением проблемы, попробуйте поразмышлять над сложной ситуацией шаг за шагом. Подумайте о том, что произошло, как вы себя чувствовали, что вызвало стресс или дискомфорт и что могло бы ее улучшить. Вам не нужно выяснять все сразу, и нормально не иметь всех ответов сразу. Беритесь за одну проблему за раз и разбивайте ее на управляемые шаги. Как только вы четко определите проблему, вы можете начать искать решения, которые помогут вам достичь своих целей.
Собрать информацию
Доступно огромное количество информации о нейроразнообразии. Вы можете изучить свои права в Интернете, узнать от экспертов и защитников здоровья, связаться с сообществами нейроразнообразия в социальных сетях или провести собственное исследование. Чтобы узнать о различных вариантах адаптации на рабочем месте, посетите askjan.org. Также полезно спросить других нейроотличных людей о том, какую поддержку они пробовали, и как это сработало для них.
Собирая информацию о решениях, связывайте их с вашими конкретными потребностями и предпочтениями. Подумайте о ситуациях, которые вызывают стресс или беспокойство, и рассмотрите действия, которые помогут вам расслабиться. Доверенные друзья и члены семьи могут дать обратную связь о том, как вы учитесь, общаетесь, взаимодействуете с другими, работаете и справляетесь. Учитывайте всю эту информацию при мозговом штурме приспособлений и источников поддержки, которые соответствуют вашим потребностям.
Сгенерировать варианты
Как только у вас появится четкое представление о возможных решениях, будет полезно взвесить все «за» и «против» различных вариантов поддержки, которые вам требуются в различных условиях, таких как класс, рабочее место или общественные мероприятия. Уделите время оценке того, существуют ли какие-либо препятствия для внедрения этих видов поддержки (например, стоимость) и нужна ли вам помощь от кого-то еще. Например, вам может просто понадобиться коллега или менеджер, чтобы спросить вашего мнения во время совещаний команды. В классе инструмент стимуляции может помочь вам сосредоточиться. Чтобы эффективно управлять общественными мероприятиями, вы можете запланировать перерывы для подзарядки. Если организация является проблемой, решением может стать найм тренера по исполнительному функционированию.
Сделать запрос
В социальных условиях вы обычно можете запросить приспособления напрямую у тех, кого вы знаете. Начните с объяснения проблемы, которую вы определили, и того, как она влияет на вас. Поделитесь, почему определенная поддержка была бы полезна. Друзья и семья часто готовы поддержать ваши потребности и предпочтения, когда они понимают причины, стоящие за этим.
Для более формальных приспособлений в учебных заведениях или на рабочих местах процесс может отличаться. Полезно узнать, как это работает в вашем конкретном контексте. Часто эту информацию можно найти в офисе поддержки инвалидов вашей школы или в отделе кадров вашего рабочего места. Как правило, вам нужно будет предоставить информацию о вашей инвалидности, любых ограничениях, с которыми вы сталкиваетесь, и типах требуемых приспособлений. Со временем вы сможете пересмотреть свои потребности в поддержке и изучить приспособления, которые лучше соответствуют вашей меняющейся ситуации.
Преодоление разрыва в коммуникации
Существует распространенное мнение, что нейроотличные люди испытывают трудности с эмпатией и общением. Некоторые думают, что нейроотличные люди просто не обладают социальными навыками, чтобы понимать, что думают или чувствуют нейротипичные люди, что приводит к путанице и затрудняет заведение друзей или установление связей с другими людьми. Но так ли это? На самом деле, это больше, чем кажется.
«Проблема двойной эмпатии» — это концепция, которая возникла в исследованиях аутизма. Доктор Дамиан Милтон представил ее в 2012 году. С тех пор она вызвала много дискуссий как среди исследователей, так и среди сторонников. Двойная эмпатия предполагает, что при аутизме и других нейроотличных переживаниях трудности в общении и понимании других возникают не только из-за нейроотличного человека. Скорее, нейроотличным и нейротипичным людям часто бывает трудно эффективно общаться друг с другом, потому что у каждой группы свой уникальный способ понимания и выражения мыслей.
Вся эта концепция смещает фокус с попыток «исправить» нейроотличных людей на то, чтобы сделать наш мир более гостеприимным и понимающим различные типы сознания. Речь идет о том, чтобы побудить всех, будь они нейроотличными или нейротипичными, попытаться преодолеть этот разрыв в общении. Речь идет о том, чтобы лучше понимать друг друга.
На наше восприятие влияет наш ежедневный опыт, наше воспитание, люди, с которыми мы проводим время, и даже наша культура. Эти вещи формируют наши ожидания от себя и других. Поэтому, когда мы встречаем кого-то нового, эти уже существующие ожидания влияют на то, как мы его воспринимаем, заставляя нас выносить суждения. Это как носить тонированные очки — они меняют то, как мы видим людей.
Вот что происходит:
- Мы начинаем с предубеждений: как будто у нас в голове уже есть сценарий того, как кто-то должен действовать или думать. Это настраивает нас на предубеждение, и трудно увидеть настоящего человека за этим сценарием.
- Мы не совсем открыты: если мы заняты суждением, мы не слушаем по-настоящему. Как будто наш разум уже принял решение, и это мешает нам по-настоящему услышать, что говорит другой человек.
- Люди начинают защищаться: Представьте, что вы чувствуете, когда кто-то вас осуждает — не очень хорошо, правда? Другие тоже так себя чувствуют. Они могут замолчать или занять оборонительную позицию, и тогда настоящее общение просто вылетает в окно.
- Мы упускаем всю картину: у каждого своя история, верно? Но если мы застряли на своих ожиданиях, мы можем упустить то, что на самом деле происходит с кем-то. Мы забываем, что люди — это больше, чем просто одна вещь или одно действие.
- Эмпатия уходит в окно: Понимание другого человека — это эмпатия. Но когда суждения и ожидания затуманивают наш взгляд, эмпатия не имеет шансов. Мы слишком зациклены на своей собственной голове.
- Привет, недоразумения: Когда мы предполагаем что-то на основе наших ожиданий, легко ошибиться. Мы думаем, что понимаем, но на самом деле мы далеки от истины, и это приводит лишь к еще большей путанице.
Ожидания и суждения! Они как препятствия на пути к пониманию того, откуда исходит другой человек. Они в основе проблемы двойной эмпатии.
Практика сострадательного любопытства
Представьте, что вы действительно открыты и стремитесь понять, откуда кто-то другой, особенно когда его мозг работает не так, как ваш. Сострадательное любопытство касается как нейроотличных, так и нейротипичных людей, которые стремятся закрыть любые пробелы в общении. Оно требует эмпатии, терпения и готовности продолжать узнавать о мирах друг друга.
Вот способы проявления сострадательного любопытства:
- Признайте, что жизненный опыт другого человека может сильно отличаться от вашего.
- Задавайте вопросы, чтобы по-настоящему понять, что переживает другой человек.
- Слушайте по-настоящему, без предубеждений.
- Подумайте о том, как особенности работы вашего мозга могут влиять на то, как вы интерпретируете вещи.
- Учитесь друг у друга различным способам обработки социальных сигналов и находите лучшие способы общения друг с другом.
Полезные книги о нейроразнообразии
Ниже представлена лишь часть постоянно растущего массива книг о различных нейроотличных состояниях и нейроразнообразии.
аутизм
Вся тяжесть наших мечтаний Лидии XZ Браун (DragonBee Press)
Громкие руки: аутичные люди говорят Джулии Баском (Сеть самозащиты аутичных людей)
Neurotribes Стива Силбермана (Эйвери)
Spectrums под редакцией Максфилда Спарроу (Jessica Kingsley Publishers)
Справочник партнера по аутизму Джо Биля, Элли Блю и доктора Фейт Г. Харпер (Microcosm Publishing)
«Уникально человек» Барри М. Призанта (Simon & Schuster)
Разоблачение аутизма , автор Девон Прайс (Harmony)
«Нетипично» , Пит Уормби («Мадларк»)
«Мы не сломлены» Эрика Гарсии (Mariner Books)
СДВГ
СДВГ 2.0 Эдварда М. Холлоуэлла и Джона Дж. Рэйти (Ballantine Books)
Радикальное руководство для женщин с СДВГ Сари Солден и Мишель Франк (New Harbinger Publications)
Порядок из Хаоса Жаклин Пол (Summit to Sea)
«Самостоятельный уход за людьми с СДВГ» Саши Хамдани (Adams Media)
Дар СДВГ у взрослых Лары Хонос-Уэбб (New Harbinger Publications)
Дислексия
«Дислексия и я» Онийинье Удокпоро (Jessica Kingsley Publishers)
«Преимущество дислексика» Брока Л. Эйде и Фернетт Ф. Эйде (Plume)
«Дар дислексии» Рональда Д. Дэвиса и Элдона М. Брауна (Perigee Books)
Инвалидность
Демистификация инвалидности Эмили Ладау (Ten Speed Press)
Видимость инвалидности под редакцией Элис Вонг (Vintage)
Для детей и подростков с аутизмом
«A Is For «All Aboard!» (Все на борту!) Полы Клут и Виктории Клут (Brookes Publishing)
День без слов Тиффани Хаммонд (Wheat Penny Press)
«Just Right For You» Мелани Хейворт (Переосмысление аутизма)
Удивительное руководство для людей с аутизмом от Йенн Перкис и Тани Мастерман (Jessica Kingsley Publishers)
«Too Sticky!» Джен Малия (Albert Whitman & Company)
« Мы движемся вместе» Келли Фритч и Энн Макгуайр (AK Press)
Почему Джонни не машет руками: NT — это нормально! Клэй Мортон и Гейл Мортон (Jessica Kingsley Publishers)
Для педагогов
Нейроразнообразие в классе Томаса Армстронга (ASCD)
Для работодателей
«Скрытая сила» Эда Томпсона (Fast Company Press)
Руководство для работодателей по управлению специалистами в области аутистического спектра, автор Марсия Шайнер (Jessica Kingsley Publishers)
Нейроразнообразие в действии Тео Смита и Аманды Кирби (Коган Пейдж)
Для юристов
Великие умы мыслят иначе: нейроразнообразие для юристов Хейли Мосс (издательство ABA Book Publishing)
Для медицинских работников
«Это аутизм?» Донны Хендерсон и Сары Уэйланд с Джамеллом Уайтом (Routledge)
Нейродивергентно-дружественная рабочая тетрадь навыков ДПТ Сонни Джейн Уайз (независимое издание)
Для нейроотличных взрослых
«Divergent Mind» Дженары Неренберг (HarperOne)
Руководство по самозащите в вопросах аутизма и нейроразнообразия, Барб Кук и Йенн Перкис (издательство Jessica Kingsley)
Справочник по независимости для молодых аутичных взрослых Хейли Мосс (Jessica Kingsley Publishers)
Добро пожаловать в сообщество аутистов от ASAN (Autistic Press)
Для родителей
Раскрашивание за пределами линий аутизма Сьюзан Уолтон (Исходники)
«Управление срывами» Деборы Липски и Уилла Ричардса (Jessica Kingsley Publishers)
С уважением, Ваш ребенок-аутист. Автор: AWN (Beacon Press)
Начните здесь: Руководство для родителей детей-аутистов от ASAN (Autistic Press)
Аутистический спектр: руководство для родителей Лорны Винг (Ulysses Press)
Что каждая девочка-аутист хотела бы, чтобы ее родители знали от AWN (DragonBee Press)